Один из путей к устойчивости ума основан на звуке.
Почему звук? Разум мыслит словами, мы используем язык, чтобы понять мир вокруг нас и наше отношение к нему. Ум можно направлять, заменяя эту отвлеченную внутреннюю болтовню сфокусированным потоком звука, таким как мантры.
Мантра — это особый звук, который вы произносите — он несет в себе особый смысл и, следовательно, положительный эмоциональный сдвиг. Это внутреннее изменение, связанное с мантрой, на санскрите называется бхава. Это самая важная цель мантры — вспомнить уму это позитивное внутреннее изменение. Это позитивное внутреннее чувство или связь не будут расти спонтанно. Они должны развиваться через обучение и практику и под руководством учителя. Отношение к вашей мантре будет определять эффект от ее использования. Чувство и внутренние отношения являются ключом к мантре. Такая практика сосредоточения ума в сочетании с отражением приведет к желаемой трансформации и внутренней устойчивости.
Процесс удержания мантры в вашей осведомленности и повторения ее с однонаправленным фокусом называется джапой. В практике джапы количество повторений мантр отслеживается с помощью четок мала, обычно имеющих 108 бусин. Темп хорошо отрепетированной мантры становится более быстрым, настолько, что вы уже не можете четко формулировать слова мантры, но ваше внимание зависит от пульсации мантры и чувства, присущего ее звуку. Эта комбинация легкой декламации и быстрой пульсации называется аджапа джапа.
Мантры для ежедневной практики
Утренняя молитва — Пратах Смаран Сторта
Брахмарпанам — молитва перед едой
Махамритьюмджая — мантра, побеждающая смерть
Павамана Абхьяроха мантра — Асато ма сат гамая
KṚṢṆA YAJUR VEDA TAITTIRĪYA ĀRAṆYAKA 8.1.1 / TAITTIRĪYA UPANIṢAD 2.1 — «Saha nav avatu»
ŚUKLA YAJUR VEDA MĀDHYANDINA ŚATAPATHA BRĀHMAṆA 14.8.1.1 — «Purnam adah»
PRĀRTHANĀ (МОЛИТВА) — «Sarve bhavantu sukhinaha»
Обращение к Патанджали в традиции Айенгар йоги (перед практикой асан)
Калу Ринпоче о силе мантр
Структура человеческого тела включает в себя сложную систему нади (энергетических каналов), семьдесят две тысячи которых делятся на основные и вторичные. Благодаря созданной в прошлом благой карме вы на этот раз родились людьми, у которых особенность нади состоит в том, что их окончания имеют форму шестнадцати гласных и тридцати согласных санскритского алфавита.
Циркуляция «ветра» (праны) внутри каналов связана с самим сознанием. Следствием этой особой системы является человеческая речь с ее широчайшим диапазоном звуков и невероятными возможностями самовыражения, будь то на санскрите, английском, тибетском или любом другом языке. У животных также есть определенная способность к самовыражению, но она остается весьма ограниченной по сравнению с той, что свойственна человеку.
В целом вы можете издавать более или менее осмысленные и заслуживающие внимания звуки, но бодхисаттвы, начиная с восьмого уровня (бхуми) и выше, обретают над звуками полную власть. Они способны воспринимать все оттенки смысла любых звуков в конкретной ситуации, а также знать все их последствия. Именно поэтому они произносят лучшие и наиболее благотворные звуки в виде мантр, таких как стослоговая мантра Дордже Семпы (Ваджрасаттва), мантра Ченрези (Авалокитешвара) и так далее.
Благая карма людей, населяющих этот мир, позволяет им с легкостью понимать Дхарму и дает великую энергию для практики медитации, но зачастую они не особенно верят в мантры, считая их некими пустыми, бесполезными звуками.
Тем не менее сама ваша повседневная жизнь служит доказательством того, какая сила заключена в звуках. Если вас оскорбили, вы сразу же гневаетесь или огорчаетесь, а похвала вызывает в вас ликование. Если так велика сила обыденной речи, насколько же большим могуществом обладают священные мантры и изречения будд и бодхисаттв, несущие в себе благословения!