Дзогчен:
Не будучи ни сутрой, ни Тантрой, Дзогчен не считает себя вершиной какой-либо иерархии уровней и не является постепенным путем. Дзогчен — это путь самоосвобождения, а не преображения, поэтому в нем визуализация не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любого другого уровня. Главная практика Дзогчена заключается в том, чтобы прямо войти в недвойственное созерцание и пребывать в нем, продолжая его углублять вплоть до обретения Полной Реализации.
Тантра, или Ваджраяна:
Различные уровни Тантры — это практики Ваджраяны: все они опираются на принцип пустотности всех феноменов. Основываясь на этом принципе, все они применяют визуализацию, но на каждом уровне она используется по- разному и нацелена на воссоединение энергии человека с энергией вселенной.
Внутренние, или высшие, тантры:
Ануттара-тантра (высшая тантра, тиб. Санг- ва лана мэдпэй гюддэ) в школе нингмапа подразделяется на три уровня:
Ати-йога (изначальная йога).
Ати-йога и Ану-йога имеются только в школе нингмапа. С точки зрения этой школы, Ати-йога это конечная стадия Ану-йоги, кульминация постепенного пути. Ати-йогу называют еще Дзогченом, и действительно, состояние, достигаемое в этой йоге, доподлинно то же самое, что и состояние Дзогчен. Но достигается оно через путь преображения, в конце девяти стадий постепенного пути, в то время как Дзогчен сам по себе не постепенен и в нем прямое введение дается с самого начала.
Ану-йога (полная йога).
Ану-йога, которая в школе нингмапа подводит к Ати-йоге, использует метод визуализации, который имеется только в этой школе. Визуализацию проявляют мгновенно, а не строят постепенно, деталь за деталью. Вы представляете себя божеством, но при этом более важны не детали, а ощущение <присутствия>.
Маха-йога (великая йога).
Если в школе нингмапа вершиной пути преображения является Ати-йога, в других трех школах тибетского буддизма практика Маха-йоги, которая включает в себя постепенную визуализацию, ведет к состоянию Махамудры. Это состояние опять- таки не отличается от состояния Дзогчена, или Ати-йоги, хотя метод его достижения другой.
Внешние, или низшие, тантры: Йога-тантра,
Это первый уровень пути преображения. Здесь себя представляют божеством и начинают внут- реннюю йогу, используя тонкую энергию тела, что продолжается и на всех высших уровнях пути преображения.
Упайя-тантра (нейтральная или промежуточная тантра)
Здесь божество, или реализовавшее существо, представляют как нечто внешнее по отношению к себе, хотя и равное, и применяют некоторые методы внутренней йоги, а также внешние действия.
Крийя-тантра (тантра действия)
Это уровень пути очищения, и божество здесь визуализируют как внешнее по отношению к самому себе. Используются внешние действия, чтобы очиститься и обрести способность получить мудрость от реализовавшего существа, а также подготовиться к работе с высшими уровнями тантры.
Сутра — путь отречения:
Хинаяна и Махаяна нацелены на переживание шуньяты, или пустоты, основного постулата и отправной точки Тантры. Постепенный путь требует, чтобы продвижение вверх начиналось именно отсюда, Дзогчен же начинает прямо с высшего уровня.
(Намкай Норбу Ринпоче. Из книги «Кристалл и Путь света»)
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.