День сурка в Непале

Ровно 10 лет назад я прошел свою первую випассану в Непале и затем оказался в Катманду в конце апреля 2010. На тот момент в Непале уже два года как не было конституции и китайские коммунисты постепенно захватывали власть. При этом маоисты не стеснялись устраивать беспорядки и забастовки силами необразованных непальских крестьян, которых сгоняли ради таких случаев в столицу. В те дни по всему городу были развешаны плакаты, типа земля — крестьянам, заводы — рабочим. На 1 мая планировалось празднование дня всех трудящихся, и всех белых туристов строго предупредили не выходить в этот день на улицу, ибо могут быть беспорядки. Далее записи из дневника:

«1 мая. Рано утром из окна своего гестхауса я смотрел на площадь. Процессия приближалась, и, оценив обстановку, я решил спуститься на Фрик-стрит попить чайку и посмотреть на местных коммуняк. ЧуднЫе крестьянские дети, крича наивные лозунги, под бой барабанов прошествовали по королевской площади в центре Катманду, с красными флагами и глазами. Практически все магазины, кафе и любые коммерческие предприятия были закрыты, забастовка типа. Непальские полицейские стояли на стреме, одевшись в броники и прикрывшись щитами, туристы с трудом находили себе пропитание. Вечером однако, некоторые бесстрашные торговцы поприоткрывали свои двери. Тем не менее подавляющая часть не рискнула, ибо маоисты обещали фигачить всех кто не поддерживает забастовку.

2 Мая. Рано утром под бой барабанов по королевской площади в центре Катманду прошевствовалии молодые непальские «Чигивары»(u know Chigivaro? — спросил меня один из них, однажды). Я выпил стакан чая, который в строгой секретности продавали тока для белых туристов, около 98% лавочек и забегаловок оставались закрытыми. По всемы Непалу были перекрыты дороги, заправки были взяты под контроль полиции, автобусы, рикши и таксисты в Катманду замечены не были. По всему городу валялись сладко спящие бездомные рыжие собаки. Туристы с трудом находили себе пропитание, благо на Фрик-стрит продавали сэндвичи. На следующий день заканчивалась моя виза в Непал. Все надеются что завтра забастовка закончится.

3 Мая рано утром я проснулся от шума галдящих подростков и боя непальских барабанов. Я выпил чай и задумался о продлении визы. Иммиграционный центр на другом конце города, таксисты и рикши прятались по домам, кафехи и трэвэл-эдженси все закрыты, туристы с трудом находили себе пропитание, еще с большим трудом развлечение. Полицейские в полной амуниции истекали потом от жары и старались занять место в тени. Многие дети достали с чердаков ракетки для бадминтона и полусдувшиеся футбольные мячи, чтобы поиграть вдоволь, пока улицы не заняты машинами. Остальная часть населения, что не принимала активного участия в забастовке, с чистой совестью наконец-то занималась своей любимой профессиональной деятельностью — нифиганеделанием. Для «белых сэров» единственной отрадой была ежедневная встреча в Сэндвич-парке, что на Фрик-стрит. Вечером пошел дождь. Говорят, совсем недавно была забастовка длящаяся 24 дня.

4 мая. Рано утром, я проснулся нелегалом в маленькой горной стране, затерянной между Индией и Китаем. Очень хотелось выбраться не из Непала, но хотя бы из Катманду, однако дороги все перекрыты, по городу бегают ошалелые демонстранты с красными глазами и флагами, кафе наглухо закрыты, и мне нужно было еще вчера продлить визу. Я выпил чай и двинулся в Иммигрэйшн офис, по дороге надеясь найти кафешечку с едой. На перекрестках шумной толпой тусовали коммунисты, крупные улицы оккупировали играющие в футбол дети и присоединившиеся к ним взрослые, полицейские в бронежилетах с ног до головы прятались от жары в тени манговых деревьев…

В Иммигрэйшн офисе попахивало перегаром от сотрудников, но все же они работали, а не бастовали и визу мне продлили, даже не заметив, что я просрочил. Перед закатом, я счастливый возвращался пешком в отель, по улицам демонстранты бегали с горящими факелами, на наших глазах маоисты избивали палками мотоциклиста рискнувшего проехать по улице. Некоторые коммуняки уже подустали слегка и сидели на асфальте скрестив ножки.

Я вызвал гром аплодисментов, когда от скуки выпросил себе сувенир — красный флаг с серпом и молотом. Мне дали самый большой и я обрадовавшись зачем-то закричал «Революция!!!» после чего решил сваливать. Помню, как просачивался сквозь толпу, где радостные непалцы и непалки норовили обнять меня, пожать мне руку и сказать «Сенкью Сэр».

Солнце красиво садилось на фоне задымленного неба. Я легально мог находиться на территории Непала еще 15 дней, но я реально мечтал свалить. Вечером не открылись даже самые бесстрашные торговцы, ибо коммунисты-маоисты реально кому-то поломали руки и ноги. Ходят слухи, что кончится забастовка не скоро. В Сэндвич-парке закончился хлеб.

5 мая знакомый непалец посоветовал не выходить на улицу (they can beat you). Однако, завтрак сам не придет, поэтому рано утром я вышел на Фрик-стрит. Под неровный бой барабанов по королевской площади в центре Катманду бегали чумазые забастовщики, что-то крича и распевая песни. Все свободные клочки суши позанимали играющие в бадминтон, футбол и крикет дети, взрослые, и, примкнувшие к ним, мающиеся от скуки белые туристы. Кто не играл, те сидели на ступеньках-карачках-асфальте, втыкая на весь этот беспредел. То тут, то там, бездомные рыжие собаки спали, свернувшись калачиком. Где-то в темном узком переулке я прикупил молока с пончиком и серьезно задумался о визе в Индию. В Катманду меня начинала одолевать скука граничащая с шизофренией. Непальцы и непалки начинали реально действовать на нервы своими забастовками. Многие поддерживали забастовку просто из-за трусости.

Ближе к вечеру прокапал небольшой дождичек, заходящее солнце утонуло в дымке, кое-какие кафе приоткрылись и нам посчастливилось купить вкуснейший торт, который с радостью умяли на крыше гестхауса. Ложились спать с надеждой, что завтра беспредел закончится.

6 мая день сурка продолжается. Проснулся я рано утром от звонка знакомого в Непале, ему позвонили друзья с Украины и поведали что в Непале началась революция. Так как мы спали, нас она видимо не касалась и я решил прогуляться за молоком и пончиком на Фрик-стрит. Революции не наблюдалось, но Чемпионаты Катманду по футболу и крикету были в самом разгаре. Юношеская лига по бадминтону тщетно уговаривала завтыкавших взрослых достать воланчик с крыши неработавшего Сэндвич-парка. Я шел за визой в индийское посольство, демонстранты бастовали уже сидя на асфальте, вместо лозунгов, какой-то коммунистический лидер распевал народные непальские песни в мегафон. Полицейские уютно расположились в тени больших деревьев, многие слегка подремывали подложив амуницию, под голову или пятую точку.

После обеда, сгустились тучи и снова пошел дождь. Демонстрация очевидно прекратилась, ибо после дождя открылись кое-какие заведения. С черного входа мы забрались в знакомое кафе на втором этаже и из окна наблюдали Катмандинскую жизнь. Слонялись по улицам туристы, ища где бы покушать, спали по углам бездомные рыжие собаки. Вечером сидели на крыше гестхауса до полуночи пили чай со сладостями. Нас было шестеро русских и один немец, который явно паниковал, видимо понимая, что в ближайшее время из Катманду не свалить и возможно придется отмечать 9 мая в компании Crazy Russians. В городе ходят слухи, что на днях забастовка закончится.

7 мая рано утром очень хотелось молока с пончиком и я вышел на королевскую площадь, что как раз граничит с Фрик-стрит. Вся площадь и прилегающие к ней улицы была плотно заполнена людьми и полицейскими. Дети сидели где придется, недовольные, что им негде играть. Кто-то в центре сквера втирал что-то в мегафон, остальные одобрительно свистели, кричали и хлопали в ладошки. Оказалось, этот грандиозный митинг затеян с целью прекращения забастовки. Люди с флагами с изображением голубя ходили по улицам и срывали плакаты «Землю — землянам, работу — рабочим». На перекрестках их ожидали неугомонные коммунисты кричащие в ответку свои лозунги под бой барабанов. Магазины все так же закрыты, в секретных кафешках из огромного ассортимента блюд остались тока рис и китайская лапша, из овощей лишь капуста. Рикши, таксисты и другие вынужденные бездельники пьют на улице чай сидя на фундаментах зданий, игравшие рядом дети уговаривают их достать воланчик с крыши подъезда. То тут, то там, сладко спят по углам бездомные рыжие собаки…

7.05.10 Freak-street, Kathmandu, Nepal«

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.