Асаны в практике йоги

Асана — устойчивое удобное положение тела

Изначально «асана» — это коврик, подстилка для медитации.

Слово «асана» происходит от санскритского корня «ас» — сидеть и суффикса «ana», обозначающего действие или средство для его выполнения. В древних санскритских текстах слово «асана» поначалу использовалось для обозначения подстилки на которой проводилась садхана*. Впоследствии асаной стали называть также и различные позы для длительных медитаций, а в наше время асаной называют любую позу, физическое упражнение, выполняемое в контексте практики йоги.

В ранних текстах было описано всего несколько сидячих асан, а наиболее важными были признаны Сиддхасана и Падмасана. Впервые несидячие асаны были описаны в классическом тексте 15-го века «Хатха Йога Прадипика», хотя есть свидетельства что экстремальные физические позы практиковались в Индии за несколько веков до Рождества Христова. 

В более поздних текстах формируется мнение, что Шива передал людям 84 асаны. В более широком смысле, считается, что асан столько, сколько форм во вселенной. Одним из тех, благодаря кому количество практикуемых асан увеличилось — был Б.К.С. Айенгар. Знаменитый ученик Кришнамачарьи самостоятельно давал названия многим асанам, и даже сам впоследствии менял их, но это лишь одна из причин, почему названия асан отличаются в зависимости от источников. 

Выполнение асан также может отличаться в зависимости от традиции, например, в школе Айенгара точному выстраиванию асан придается огромное значение, во многих других школах больше значения может придается правильному дыханию или сопутствующим визуализациям. По сути, именно Айенгар был первым, кто начал обучать высшим аспектам йоги — Атма Даршан — через асаны.

Практика асан

Цель практики асан — стабилизировать сознание, придать телу гибкость и возможность долгое время находиться в определенном положении, что необходимо для более глубоких практик йоги. От внешнего мы переходим к внутреннему — контроль над физическим организмом приводит к умственной устойчивости, это приводит, в свою очередь, к изменению потока умственной деятельности. Если наше тело долгое время находится без движения, то есть шанс, что однажды наш ум тоже остановится, и тогда мы сможем направить сознание вовнутрь.

Идеальная практика асан должна в себе уже содержать пранаяму и медитацию.

В древних текстах говорится, что трансформация начинается примерно через 4 часа нахождения в асане, поэтому надеяться что реализация придет однажды в какой-нибудь Триконасане не стоит. Кроме того, стоит понимать, что практика асан считается наименее духовной практикой, так как связана, в первую очередь, с физическим телом. Помимо всего прочего, очевидно, что излишний упор на практику асан усиливает Эго и чувство собственной важности, что несомненно вредит на духовном пути.

В любом случае, если мы хотим достичь вышей цели асан — мы должны больше практиковать именно классические медитационные сидячие асаны.

_

*Садхана — духовная практика